ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

"ИГРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ВЕКТОР УСПЕХА"

Программа «Игровая экономика - вектор успеха» направлена на получение знаний социально - экономической направленности и навыков обращения с финансами, а также на развитие социально значимых качеств и навыков, таких как инициативность, лидерство, умение работать в команде, целеустремлённость, порядочность.

В программе «Игровая экономика - вектор успеха» усвоение полезных навыков и знаний осуществляется преимущественно в ходе коллективных, интерактивных, моделирующих и ролевых экономических игр.

Игра - это язык детей. Можно прочитать много лекций о чём-либо, а ребёнку так и не станет ясно, о чём же идёт речь, но если показать то же самое в игровой форме, ребёнок воспримет и надолго запомнит. Этим и руководствовались авторы при создании данной программы. Они перевели на язык игры такие сложные экономические понятия, как потребительская рациональность, инфляция, конкуренция, спрос, кредит, ценные бумаги и многие другие.

Разнообразие игровых ролей в играх «Вектор успеха», их свободный выбор и возможность их смены предоставляют участникам возможности для  создания и закрепления в игре различных положительных, социально – значимых моделей поведения, а кроме того, возможность получения экономических знаний и навыков обращения с финансами.

При этом в полной мере задействуются положительное действие т.н. "игрового погружения", когда психика ребёнка начинает воспринимать события происходящие в игре, как реальные. Как отмечают психологи, в состоянии игрового погружения обостряются практически все чувства, активируется запоминание, снижается утомляемость и полученная информация усваивается как пережитый в реальности опыт. Игровая атмосфера во время занятий программы, смягчающая воздействие обыденной жизни, позволяют ребёнку полнее раскрыть свой потенциал, проявить сильные стороны своей натуры.

Одним из важных моментов является то, что в ходе игр ребёнок соприкасается с экономическими терминами, такими, например, как инфляция, акции, фондовая биржа, цена, товар и др. Вследствие чего у него возникает внутренний запрос: что же обозначают все эти слова? Известно, что когда у ребёнка есть внутренний запрос на знания, обучение максимально эффективно. Формирование такого внутреннего запроса на экономические знания - одна из важнейших задач, которая решается в ходе наших экономических игр.

Каждое занятие по программе - это и увлекательная игра и урок по экономике и, кроме того, это зарядка положительными эмоциями и активное общение с товарищами.

Настоящую экономическую жизнь вполне можно рассматривать как игру: есть и цели (удовлетворение потребностей) и преграды (необходимость зарабатывать, проявлять активность и др.), и правила (соблюдение закона и установленных порядков). То, что происходит на экономических играх - это моделирование реальной экономической взрослой жизни, каждая игра - это маленькая жизнь. В ходе игр участники стремятся зарабатывать деньги, покупать товары, сберегать от потерь своё имущество, проявляют стремление к достижению экономических целей, переживают взлёты связанные с получением доходов, и терпят убытки. Кипят нешуточные страсти. Всё это позволяет ребёнку погрузиться в мир экономики, пережить различные экономические ситуации, ощутить радость экономического успеха и горечь материальных потерь. Пережитые эмоции несомненно в дальнейшем станут мощной мотивацией и для овладения всем тем, что так необходимо для достижения экономического благополучия, и, что очень важно, для заинтересованного получения экономических знаний.

  Не следует относиться к игре как к развлечению. Коллективная игра - это напряжённый состязательный процесс в ходе которого от ребёнка требуется проявление таких качеств как сообразительность, смекалка, умение работать в команде, способность прийти на выручку своему товарищу, активность, инициативность и многие другие. В ходе игр все эти качества не только находят применение но и активно развиваются. К сожалению, сегодня часто приходится наблюдать, как привычка проведения времени при помощи электронных устройств делает детей пассивными, проявляющими лень когда надо взаимодействовать с товарищами и прилагать усилия для достижения целей. Гораздо проще "уйти" в виртуальный мир, где нажимая лишь на две кнопки планшетного компьютера, в компьютерной игре можно стать обладателем миллионных состояний. И формируется иллюзорное представление об успехе и о том как его достичь. В то время как, коллективная игра, является подлинным тренингом полезных умений и навыков, которые по-настоящему пригодятся в жизни.

  Целью программы «Игровая экономика - вектор успеха» является:

•  социализация личности, приобретение социально – экономических навыков и знаний;

•  создание условий для приобретения навыков взаимодействия ребёнка с коллективом, развития таких качеств, как порядочность, активность, лидерство, умение работать в команде;

•  развитие интереса к сфере экономики у младших школьников;

•  овладение понятийным аппаратом сферы личных финансов.

В основе программы «Игровая экономика – вектор успеха»:

1. УМК «Образование – вектор успеха» (авторы: О.В.Ильин, А.П.Каданер, С.А.Михеева). (Учебно-методический комплекс «Образование — вектор успеха»), рекомендован Комитетом по образованию Санкт-Петербурга для изучения экономики и дополнительного образования социально-экономической направленности.

2. цикл интерактивных коллективных экономических игр «Вектор успеха» (авторы — Ильин О. В., Макушкина Е. А.),

3. цикл бесед социально – экономической направленности (автор – А.П.Каданер).

Задачи

Развивающие:

•  Пробудить у участников программы интерес к обучению основам финансовой грамотности. Заложить в сознании ребёнка понимание того, что правильное управление личными финансами – это искусство, которому надо учиться с самых ранних лет и, что это искусство необходимо любому человеку для успешной жизни в современном мире.

•  Предоставить ребёнку возможность соприкоснуться с терминами и понятиями сферы личных финансов и познакомить с некоторыми из них, такими как: товар, покупатель, потребности и желания, рациональность и эффективность, социально – экономическая активность.

•  Способствовать развитию умения рассматривать свои финансовые действия с точки зрения экономической целесообразности и рациональности.

•  Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

•  Развитие навыков лидерства, умения брать ответственность за работу коллектива.

•  Развитие умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и быстро принимать решения, направленные на достижение целей команды.

•  Развитие сообразительности и смекалки.

Воспитательные:

1. Формирование уважительного отношения, как к членам своего коллектива (команды), так и к участникам команд-соперниц. Воспитание убеждённости в необходимости соблюдения порядка и правил при решении как игровых задач, так и задач возникающих при стремлении к достижению целей в реальной жизни.

2. Формирование убеждённости в необходимости прочных знаний и хорошего образования для достижения экономического успеха.

  Образовательные:

•  Овладение понятийным аппаратом сферы личных финансов.

Программа адресована детям младшего школьного возраста (1-4 класс).

Срок реализации программы - 72 часа (36 занятий по 2 академических часа).

 

ВИДЕО:

ВИДЕО 1. Игра - занятие в 3 классе_1

ВИДЕО 2. Играем в "Вектор успеха"

ВИДЕО 3. Экзамн сдаёт Стефанов Платон (4 класс)

ВИДЕО 4 экзамен сдаёт Климбек Игорь (4 класс)

 

 

ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Диплом издательства "Вита - пресс"

2. Отзыв - заключение из Лицея 95 г. С-Петербурга 2014г.

3. Отзыв-заключение из ЧОУ "Школа экономики и права" 2015г.

 

 

НА ГЛАВНУЮ